Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Categories:

Как мы с Плюшкой катались стопом. Часть III. Великий Устюг - Луза - Лальск - Киров - Пермь

132.10 КБ

К третьей серии отчетов, наверное, пора рассказать, куда и зачем мы ехали. А ехали мы по Сибирскому Тракту чтобы его проехать. Идея пройти этот путь «одним заворотом» отпала на стадии проработки литературного материала: за 500 лет существования Сибирский Тракт сделался сам себе много раз параллельным. Для начала мы решили прокатиться по самому старому из путей: Москва-Вологда-Устюг-Луза-Лальск и далее «от Лальска Лоемским волоком в д.Объячевскую, далее волоком на Кайгородскую пристань, находящуюся на р. Сысоле, оттуда в Кажимский завод и оттуда в Чердынь». Чердынь, правда, исключалась по любому: обозы по этому пути туда и раньше ходили только зимой, а теперь необъездной путь с запада заканчивается в 30 км от нее, с другого берега реки Коса.

Также несколько напрягала цитата: «Этот путь известный под названием Старого Сибирского тракта имел некогда большое торговое значение в отношении к целому государству. Тракт тянется совершенно безлюдным краем». Впрочем, сие было писано в 1850 г, и за первую часть оказалось ложным (отчет про участок Москва-Устюг тут http://grizzlins.livejournal.com/797405.html и дальше по ссылке). Насчет второй, увы, всё было правдой, только мы этого ещё не знали .

Успели на восьмичасовой паром.

53.52 КБ

Погода, назло рекордам стала прекрасной, самое бы то фотографировать Устюг сегодня, а не по наканунишним дождям. Тем более разразилось первое сентября, детки стали красивыми. Но мы и так выбились из графика — в Вологде ещё

57.57 КБ

Паром следует путём изощрённым. Сперва в село Коромыслово на противуположном берегу Сухоны

55.42 КБ,

а потому уже через Северную Двину, через то самое место, где она зарождается из Сухоны и Юга

38.35 КБ

в деревню Кузино

45.16 КБ.

Мужиков, ехавших с нами в количестве десяти, забрал уазик-буханка, три легковушки системы ТАЗ уехали сами, и на берегу остались мы и некая бабуля. Придумав, будто бабуля местная, мы спросили, когда и докуда отсюда сделается автобус. Оказалось, что автобус сделается только послезавтра. Сама ж бабуля ехала в Кировскую область, чуть не доезжая Лузы. Понятное дело, добиралась тоже автостопом.

Ну, вроде как она первая заняла точку и всё такое, а кроме того — мы ж не знали, что паром ходит минимум каждые полчаса, думали, следующий будет только в 12. Короче, потопали мы с Плюшкою пешком. Решили пройти за это самое Кузино: вдруг оттуда кто поедет в нужном направлении.
Дорога пока была среднесдельной

119.18 КБ.

Прошли Кузино. Оттуда был один трактор и одна легковушка до cела Карасово. Отворот на это самое Карасово в двух километрах от Кузино, но в гору. Поэтому отказываться не стали.

Места там ровныe и с горушки всё видно далеко. Вот эти домики на втором плане – уже за Северной Двиной. А на третьем плане — опять-таки, Великий Устюг

50.24 КБ.

Машин не было и Плюша занялась своим вторым любимым делом после поедания плюшек

152.90 КБ

А потом появилась старая-престарая Хонда с номерами 11 региона – республика Коми, то есть. Я не знал, радоваться или наоборот: да, нам нужно было в Коми, но не сразу. Сперва мы хотели посмотреть Лузу и особенно Лальск. Впрочем, сомневаться долго не пришлось. Ни в Коми, ни в Лальск, ни даже в Лузу машинка не ехала. Дядько ее просто в этой Коми покупил, а жил он сам летом в селе Покрово. Туда нас и свёз.

В этом Покрово сохранился участок мощёной дороги, столь в этих краях редкой, а кроме того — храм, построенный (предсказуемо) в честь Покрова Пресвятой Богородицы и (непредсказуемо) пленными французами в 1812-13 гг.

107.33 КБ

193.20 КБ

125.04 КБ

Внутри всё ещё хуже

209.30 КБ

197.57 КБ

179.39 КБ

Тут всю советскую власть было МТС, как и во многих других церквях, а теперь просто некому в храм ходить

194.88 КБ

А так — красиво, конечно

191.36 КБ.

Параллельно вот этой убитой дороге

49.81 КБ

, буквально в полукилометре от нее (справа, если двигаться на восток) проходит ещё один ошмёток старого мощёного тракта. Но мы туда не пошли — времени было уже прилично.
Впрочем, и на основой дороге с транспортом было не густо

123.21 КБ.

Тут, кстати, мимо нас проследовала бабушка с парома. На пассажирском сидении жёлтых Жигулей. Кажется, она скорчила нам ехидную рожу.
А потом случилась очередная маленькая радость. Этот день, 1 сентября 2010 г, вообще был на радости богат. По такой убитой трассе ехал вполне приличный внедорожник Хонда Си-Ар-Ви, оборудованный крупным водителем. Этот самый водитель по имени Саша родился в городе Луза, а теперь жил в Москве, торгуя разным. А склад у него был в Подмосковье, недалеко от той деревни, где живу я.

Ехали мы, повторю, на внедорожнике, но видимо, дорога была такой, что и внедорожник не радовался. Сорок километров больше часа.

124.97 КБ

Но пообщались славно. Интересный дядько, разнообразный. Лузу поругивал, конечно.

Высадил он нас то ли в пригороде этой Лузы, то ли на окраине – ну, там, короче, уже ходил городской автобус, однако нечасто. А пошли мы смотреть место, где обитал человек с редким для православного святого именем Леонид. Леонид Устьнедумский. Я про него читал раньше и дядько мне понравился. До 50 лет крестьянствовал, обитая в окрестностях Пошехонья. А потом мужику был голос во сне и голос дал ему квест: пойти далеко на север, взять там икону Одигитрии и строить монастырь вот тут, за Устюгом. Ну, похоже на историю про хоббита так-то.

У Леонида в квесте была куча дополнительных миссий, кому интересно – читайте Житие, оно того стоит. А к географии поездки отношение имеет прозвище его: Устьнедумский. Дело в том, что монастырь, поставленный в низине, всё время заливала вода и Леонид в одного решил провести ирригацию. И провёл. А когда канал доделывал, его в ногу окусила змея. Простая или нет – о том не ведаю, но окусила. От огорчения Леонид уснул и вновь услышал голос, сказавший ему, чтоб он по пустякам не парился и о змеях не думал. Проснулся здравым. Реку, отведшую воду из озера Чёрного в Лузу, назвал Недумой. А потом ещё пару каналов вырыл. И прожил 105 лет.
Ведёт к купели на Недуме вот такой мостик

196.45 КБ

169.56 КБ

Потом надо идти недолго по красивым местам, как раз вдоль Чёрного озера

53.63 КБ

111.01 КБ

87.32 КБ

Далее минуем малоприметную церковь

76.53 КБ

снова следуем вдоль берега

124.11 КБ

125.21 КБ

и видим, собственно, купальню с лечебной водой

183.26 КБ

84.13 КБ

Там же есть текст молитвы Леониду Устьнедумскому.
В купальне происходит много исцелений, чему есть свидетели авторитетные и простые, но Плюшку я купаться не пустил. Она за это смотрела на меня, как на еду

А уж когда приехали люди и в воду слезли, вообще была готова сожрать

57.50 КБ

Но им-то прыг в машинку и домой водку пить, а нам как быть мокрым на трассе?
Перед трассой решили подкрепить организмы вот в этом магазине

133.93 КБ

Рядом с ним – шедевр вынужденного дизайна: всё из камушков и пластиковых бутылок. По-моему, очень мило

88.67 КБ.

Тут Кошка Плюшка первый раз открыла себе лимонадный дискУрс. До того, по собственным ея уверениям, всю газировку делила на а) Колу и б) Прочее дерьмо. А оказалось… Лимонады ж у нас не везде разучились делать. На мой вкус лучший производят в Тарноге, Вологодской области. На второе место патриотично поставлю Кунгурский. Беда этих напитков есть продолжение их же достоинств: натуральные красители. Четыре-пять дней и вкус уже не торт. Так что пить газировки надо по месту производства. Лузская хуже кунгурской, но вообще недурна.

Пока доедали лимонад с колбасой, снова позвонил Саша:
- Ребята, вы где? Стойте там, никуда не уходите! Я сейчас за вами приеду!!!

Он встретил в городе главного редактора местной газеты, Правды Севера. Ну, я говорил, что Саша – человек уважаемый, сам интервью дал и про нас вспомнил. В редакции, понятное дело, чай, варенье, фото и т.д. Материалу самого я не видел, но этот материал был. Его позже перепечатала даже областная кировская газета. Мне об этом написала Маша Ботева. Наверное, в материале много наврано, но вообще – прия-ятно. Странно, конечно, что стопщиков тут раньше не видели: места-то популярные.
Про саму Лузу сказать почти нечего. Вот так она выглядит на сайте http://georfed.narod.ru/, созданном замечательным Георгием Семеновичем Федосовым Собственно, и карта сделана им

50.56 КБ.

Саша нас по городу Лузе покатал обильно. Показывал: вот это кинотеатр замечательный, это клуб, это первая биржа, это кафе, это баня, это вокзал, вот тут маму у него машиной насовсем сбило. Вообще, если ходить пешком, можно, наверное, увидеть много интересного. Но так – бараки, бараки, бараки и бараки. Нет, определенно надо приехать и походить. Не бывает же неинтересных мест.

Мы б и в этот раз погуляли, но спешили в Лальск. Лальск, на сайте http://georfed.narod.ru/ выглядит сходно

47.01 КБ,

но в реальности отличен. Расцвет этого города по историческим меркам был недолгим, однако бурным. Построили его в 1570 г. новгородцы, решившие не дожидать «окончательного решения новгородского вопроса» со стороны Ивана Грозного. Поскольку Великий Устюг отродясь был промосковским, мигранты «ушли от него на восток «в разстоянии 80 верст, за устье реки Лалы». Назвали город (хе-хе) Ботище.

Получилось бинго. Через некоторое время в Лальске сошлись три очень больших дороги: На запад — Устюжский тракт, по которому ездили на Устюг, а оттуда на Москву и Архангельск. На восток — Сибирский тракт, ведущий в Сибирь и оттуда в Китай через город Кяхту. На север шла дорога в Сольвычегодск и дальше до Архангельска. Построили таможню, разжились. Вскоре, однако, купцы расчухали тему и обратно, с товаром, стали возвращаться водным путем, через Кунгур, натягивая, таким методом таможенников на глобус.

Тогда Лальчане сами стали делать кОрОваны. Иван Прокофьевич Саватеев, например, привёз из Китая в 1702 г. товару эквивалентному 7% тогдашнего ВВП России. В общем, город нифига не бедствовал. Потом начали собирать морские экспедиции. Делали колонии в Аляске и Калифорнии. Конец, правда оказался немного предсказуем: Калифорнию так отдали, Аляску продали, деньги пропили, построили Транссиб.

Последняя попытка вернуть городу процветание состоялась в 19 веке. Маленькую бумажную фабрику купец Сумкин основал еще в 1829 г., а до ума довёл С.М. Прянишников, начавший тут работать в 1858 г. и работавший до 1905. Дальнейшее тоже понятно.
Дом Прянишникова вот, сейчас в нём музей.

130.91 КБ

Внутри всё достойно, мило, без роскоши и бедности. Только лампы дневного света мешают фотографировать

76.43 КБ

86.20 КБ

82.86 КБ

77.60 КБ

75.88 КБ.

Музыка тоже была: простой патефон

68.44 КБ

и музыкальный автомат

59.52 КБ.

Автомат до сих пор играет, нам его с Плюшкой заводили. Вообще, в этих музеях небольших городов всегда принимают как родных. Мне вот кучу материалов по истории Сибирского Тракта накопировали. Как сайт Товарищества будет, всё выложу.

В том же музее есть этнографический раздел. Например, платки с вот таким занятным узором

67.57 КБ

Ну, там вообще любили солярные знаки. На бензин уже позже, видимо перешли

96.36 КБ

132.64 КБ

И вот тут нас ждал сюрприз. В музее хранятся образцы бумаги возрастом 150 лет и бумага эта до сих пор белая-белая. Однако, затем что-то случилось и завод ныне выпускает исключительно пипифакс, низкокачественный и дешевый. И работает завод три дня в неделю, а гостиница при нем закрылась. Опа, значит.
Ладно. Пошли фотографировать город. Там есть вот такой огромный собор

66.19 КБ

191.04 КБ

177.41 КБ

197.42 КБ

и огромные же дома, гораздо более гораздые, чем в центральной России. Ноне эти дома всё

52.18 КБ

56.41 КБ

199.53 КБ

189.18 КБ.

Столовка в городе работала до четырех, возле магазинов контакта завязать не удалось, и мы решили двигаться дальше. Честно говоря, шансов достичь цивилизации было немного. Шесть вечера, впереди 200 км грунтовки, где ехать можно только очень медленно, а машин мало, потом — трасса Сыктывкар – Киров, тоже не принадлежащая к самым скоростным и оживлённым магистралям мира.
С другой стороны, и выхода-то особо не намечалось.

Сфотографировали въездной знак, где как раз, якобы, стояла таможня

199.15 КБ,

сфотографировали разрывающую шаблон свалку с надписью «свалка запрещена»

126.89 КБ.

И встали. За полчаса мимо прошли три лесовоза и одна легковушка. А вторая легковушка не прошла. Наоборот, остановилась.
В ней ехал местный егерь, потому что в тот день было открытие охоты. Плюшка, мной напуганная у него спросила:
- А тут медведей много?
Дядька с простой души ответил:
- Да, в этом году очень много. Вокруг же пожары были, они все сюда собрались. Вот мы с сыном вчера их на камеру снимали. На 50 метров подошли.

Плюшка умолкла.

Вскоре за понтонным мостом

144.04 КБ.

егерь нас высадил, сказав:
- Сегодня из Лальска ещё ГАЗ-53 пойдет и, вроде, буханка в Киров. Так что может уедете.
Мы прифигели. Однако, фигели недолго, ибо по дороге, переваливаясь с боку на бок, снова ехали Жигули, только красные. В Жигулях ехали парень Степа, девушка Оля и ихний ребёнок меньше года возрастом. И они нас взяли! Говорю ж: молодцы.

Ехали ребята в деревню. Стёпа работал в Лальске небольшим начальником по лесу, а Оля дома сидела. На выходные вот "решили отдохнуть от цивилизации". Мы смолчали. Оля рассказала, что по их деревне, расположенной в 40 км от Лальска зимой тоже ходил медведь. А волков там, типа, вообще до лешего места.
Спускаясь с горы, заметили впереди коров. Ну, мне так показалось с расстояния в километр, что коров. Степа надо мной надсмеялся, сказал, что до ближайшей деревни больше 10 км, и это не коровы, а наоборот, кабаны. Так оно и вышло. Кабаны. Свин, свинья и 8 крупных поросят.

78.22 КБ

151.15 КБ

65.47 КБ

Короче, выйдя из машины мы с Плюшей оказались в прострации. Даже хотели малодушно ехать назад, в Лальск. Ну, там автобус шёл обратно. Однако не стали. И тут нам случилось очередное в тот день ВНЕЗАПНО.

По убитой в нуль дороге следовал джип-мерседес, снабженный водителем азербайджанской национальности. Он тоже лопухнулся: ездил по своим азербайджанским делам в Архангельск, потом в Вологду, а потом ему надо было в Ижевск. Он глянул на карту, увидел нарисованную дорогу и карте поверил. Хе. Даже джип по этой трассе редко-редко разгонялся быстрее 40 км/ч. А знаки ограничения скорости до 60 выглядели особо циничными.

Дадим слово Плюшке:
«- А вы первый раз по этой дороге едете? – спрашиваю
- И последний!!!!
К тому времени, как он нас подобрал эта дорога поверхность видимо, его окончательно доконала. Весь извёлся. Каждые десять минут то к нам повернётся, то просто глаза закатит: "Да где же трасса? Долго ещё? Сколько километров осталось? А мы правильно едем?"
Да и то сказать, дорога вроде одна, но тут посмотришь по сторонам - страшно делается. Грунтовка разбитая, лес стеной, время от времени мелкие деревушки - домов 30-50, и лишь в нескольких свет горит. Борщевик вокруг них частоколом растёт. ...Когда через тридцать километров мы доехали до асфальта (разбит в хлам, но это ведь уже ц-и-в-и-л-и-з-а-ц-и-я) радовались безмерно. А уж когда мы ещё километров через 60 на трассу выскочили, у меня в груди просто сердце тройной кульбит от радости сделало... Да, впрочем, мы там все от счастья чуть не описались )))
ночь t +2C.
сидим в кафушке у трассы. ужинаем. Чувствуем себя ну ооочень крутыми автостопщиками ))) Но нам, конечно, высшие силы помогли. Мы в устюжской церкви перед отъездом свечки ставили - на хорошую дорогу.


Действительно, скоро вокруг сделалось совсем мрачно. Деревни попадались в лучшем случае – 1 на 20 км, и было в них темно. И Лойма, где был этот Лоемский волок и прочие пункты покрупнее отличались в добрую сторону чуть менее, чем никак. В Коми начался асфальт. Ну, вообще, такую дорогу любой водитель бы материл из мати в мать, однако после убитой грунтовки нам был почти праздник.

На трассу выбрались к полуночи. Проехав ещё километров 20 в сторону, как нам казалось, противуположную цели, т.е. на Киров, вышли у придорожного кафе.
Там водители в доступных и экспрессивных выражениях объяснили, что соваться на участок Кажим-Гайны не нужно. Причем не только вот сейчас, по ночи, а и вообще не нужно. Мост через Каму там действительно сделали, но вот подъезды к этому мосту наличествуют только на бумаге. И проезжает этой трассой три Нивы в неделю. И те полные охотниками.

Короче, наевшись солянки, двинули мы с Плюшкой в Киров. Повисели, кстати, минут 30, помёрзли. А потом хорошо ехали. На МАНе с рыбаком. Про Карелию говорили и про Коми. Рыбак нам тоже соваться в Гайны этим путем не советовал.
У Кирова к нам докопались гайцы. Типа, зачем мы по проезжей части идем. Внимание: в три часа ночи при нулевом трафике! Впрочем, отпустили задаром.
Тут мы ещё повисели с полчасика и словили ЗИЛ. Мамо. Непонятно, как это ехало. Водитель из поселка Кирс машинку пятнадцатилетней старости взял в кредит. А чо делать? Заработать, впрочем, хочет прилично: квартиру купить дочке в Москве. Ну, Бог даст… А так мы сначала сломались чуть-чуть, а потом сильно. Но сильно – это уже в Слободском. Там мы с Плюшкой ещё раз решили подкрепиться. Внимание: два салата, две котлетки с гарниром, два чая и 150 водки обошлись в 140 рублей!!!
Ну, бывает так.

На выезде из Cлободского попался один из немногих за всю поездку и единственный в тот день придурок. Нет, сначала парнишка произвёл вполне нормальное впечатление. Мы вообще первый раз на автокране ехали и из кабины фоткали

130.60 КБ.

Парень ехал на стоянку, кого-то вытащить. А так работает в командировке, строят базу для яхт. Заказал базу тамошний губернатор, Никита Белых. Приехали на стоянку – мужик, чью машину разворачивать надо, спит. Они так-то на 10 утра договорились. Этот, наш водитель: ребята, а поехали со мной мне ещё по делу надо? Часа через два вернемся. Еле бежали его гостеприимства.

Около стоянки ждали ещё почти полчаса. Первый раз замерзли как надо. Ну, утро, организмы натерпелись. Зато потом нам тормознулась самая большая машина за весь путь. Мы тогда этого еще не знали, но машина оказалась самой большой за весь путь. Вольво-американец. Название оксюморонистое, однако верное. Все преимущества Фретлайнера, плюс вольвинская мягкость хода. И кабина, кстати, больше чем у Фрета – и выше, и шире. Вроде, некуда выше и шире, а она выше и шире! Двухъярусная кровать, кушетка, холодильник, телик, микроволновка и пр, пр, пр. Хрущёвская кухня на колесах.

Плюшка вырубилась. Она говорит, что не вырубалась, но вырубилась. И, между прочим, пропустила место в районе Афанасьевска где к друг другу подходят маленькая-маленькая Вятка и маленькая-маленькая Кама. Они там метров по 20 каждая. Потом первая из них сворачивает на северо-запад, а вторая наоборот – на северо-восток. А ещё потом обе они, разошедшиеся уже очень далеко, начинают течь на юг. И сходятся через 1500 км. Это если по течению Камы. А по прямой довольно близко – 700 км, республика Татарстан. А слившись текут совсем мало, впадая в речку Волгу.

Водитель Серега про то, кто мы такие не спрашивал, сказал, что сам хочет поехать следующим рейсом в маршрут Пермь-Мурманск-Владивосток-Москва-Пермь. А машина у него своя, осталось чуть кредиту отдать.

Потом у нас забрали два часа жизни – на столько время в Пермском крае отличается от кировского-московского-всякого и привезли в Закамск. Это уже Пермь.

Итого: от Лальска до Перми, 1000 км по никаким дорогам, мы проехали за 18 часов. Цивильным транспортом, с учетом пересадок понадобилось бы 1,5 суток. Это при удаче.

(Продолжение следует)
Tags: фонарик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments