Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Как мы с Плюшкой катались стопом. Часть II. Великий Устюг

О первой части поездки рассказано тут: http://grizzlins.livejournal.com/791665.html

124.69 КБ

Про автостоп как таковой рассказывать на сей раз нечего. Выспались до 10, хотя собирались вставать в семь. Точнее, я выспался: железный человек Паша ушёл на работу, а Плюшка, сев на кухню, стала злиться. Вышли под мерзкий-мерзкий и совсем не летний дождь, приготовившись к печальным путям. На улице Чернышевского довольно быстро дождались автобуса. Встали за переездом, начали ловить машину. А дождь всё сильнее. И никто нас везти не хочет.

А потом застопилась серебристая Хонда прямо до Великого Устюга. Бывает. По погодным условиям от Тотьмы мы отказались. Жалко, конечно, но хороших фотографий бы все равно не получилось, да и гулять 5 км от трассы под дождем – на любителя. Зато 450 км проехали за 3,5 часа. Так не бывает. Автобус, например, по расписанию идет 11. Хорошо, но жалко: я вот напрямую из Вологды в Устюг больше не поеду — быстрее не получится, а медленней обидно. А ещё водитель совсем-совсем не разговаривал. Музыку врубил погромче – и алга. Ну и славненько.
Вышли мы вот тут

77.27 КБ.

Дата основания Устюга на въездном знаке произвольна и нерегулярна. Ростовские князья основали его веке в XI. Только не его, а Гледен — на противуположном берегу Сухоны. И даже не основали, а захватили местное финно-угорское поселение. И этимологию названия придумали: «Гора оная Гледен, весьма превысокая, того ради и нарицается Гледен, что с поверхности ея на все окрестные страны глядеть удобно».

Бред, конечно. Там вообще названия занятные. Плюшка вот прикалывалась, когда мы переезжали через речку Песья Деньга. Она когда-то была Песь-Еденьгой. А ещё есть Леденьга и просто Еденьга. Ну, и в названии Гледен та же основа. А чего она значит — не ведаю.

А Устюг — потому что «Усть-Юг». Тоже, конечно, название оспаривается, хотя бы потому что не Юг в Сухону впадает, а Сухона в Юг. Но это гидрографически — люди-то туда по Сухоне плыли. Короче, когда Гледен начало смывать и берег стал рушиться, жители побежали на другую сторону. В 1212 г. Устюг уже населяло больше 1000 человек, что есть дофига по тем временам.

Сходу Плюше город не понравился. Ну, мы сперва поехали вписываться в комнаты отдыха на автовокзал. Хорошие комнаты. Вид из окошка плохой

57.85 КБ

а комнаты хорошие

76.65 КБ.

За 350 рублей с рыла дали электрочайник и обогреватель. Но мы всё равно мерзли слегка.
Устроившись, поехали искать паром. Нам дальше надо было, а через Северную Двину тут можно только на пароме. Город Плюшке все еще не нравился. Это оттого, что автобус №2 от автовокзала до улицы Васендина, где паром, идёт по обыкновенным местам, вот по таким

201.82 КБ

186.45 КБ.

А на конечной остановке вообще судозавод. Только брошенный

133.47 КБ.

По нему можно ходить и смотреть на новорожденную Северную Двину. Она как раз порождается слиянием Юга и Сухоны. А можно не ходить. Ещё в том углу города есть почётная доска Перминину Сергею Анатольевичу. Когда атомная подводная лодка К-219 тонула в Бермудском треугольнике, он заглушил реактор и вместе с лодкой утонул. Это было в 1986 г.
Сама улица Васендина милая, но тоже невыдающаяся

209.74 КБ

И у парома всё скромненько так

117.33 КБ

136.55 КБ.

Вообще, паромов там два. Второй бегает по мере наполнения и для пассажиров бесплатен. Но мы с братцем Плюшкой любим порядок. Поэтому решили ехать послезавтра, в восемь утра, а до этого гулять по городу. Сначала пошли на берег. Там все еще был дождь

28.87 КБ.

Гледен на другом берегу почти не виден.

27.83 КБ.

Так-то Гледен окончательно выпилили дружественные жители Вятки ещё в 15 веке, но монастырь остался.

На нашем берегу валялись арбузные корки и ходили грустные Кошки-Плюшки

42.54 КБ

Возле берега плавали обломки флота

95.31 КБ

Устюг долго-долго был большим портом, а потом перестал. Флот сейчас везде перестал. На этих корабликах учат ребят из речного училища, а где они работать будут — про то знают Бог и Великий князь.

Мы ещё немного погрустили, а потом нашли церковь Симеона Столпника и настроение наше улучшилось. Она красивая очень и действующая. Когда-то была ещё красивей, но потом гульбище поломали, а лесенку наоборот – приделали. Вообще, церковь на остальные устюжские совсем никак не похожа. Но а так – всё как у людей: нижний храм отапливаемый, верхний холодный, колокольня отдельно

134.65 КБ

131.90 КБ

197.96 КБ

95.85 КБ

96.14 КБ

Церквей в Устюге было много десятков, а осталось около 30. Действуют три, в прочих музеи, хранилища или ничего. В агональном состоянии, кажется, всего один храм: в нем был клуб, а потом сгорел.

55.93 КБ

96.34 КБ

104.57 КБ

Это как раз недалеко от речного училища. Так-то в Устюге всё недалеко, но это — совсем недалеко. Там рядом ещё вот такая распрекрасная чебуречная

69.45 КБ.

Цены там ниже некуда, чебуреки и сладости вкусные, водка местная. В этом плане Устюг занимает такое промежуточное положение между, скажем, Суздалем, где музей и место поклонения было последние 8 веков и Угличем, городом при коммунистах и ранее вполне рабочим. Углич ныне катится в бездну туристской оккупации тоже, а Великий Устюг, к счастью, далековат. Да и резервация Деда Мороза расположена от города в стороне. А так – ликерка работает, завод Северная Чернь работает, леспромхозы тоже. Ещё мячики делают волейбольные.

Телевизор, висевший в чебуречной нас порадовал: «Волгоград +35С
Ростов +35С, Грозный +39С, Вологда +3». Плюшка обиделась за нас и спросила: «А куда мы поедем, там хотя бы +20 будет?». Я сказал, что будет. Было.
В чебуречной согрелись, а выйдя, снова замерзли. Потому что напротив стоял киоск с мороженым, к счастью, закрытый

94.68 КБ.

Нет, ну на самом деле. Вот я пишу этот пост, а за окном плюс три. И тогда было плюс три. Только сейчас самый конец ноября, а был самый конец августа! Конечно, от Москвы до Устюга 1000 км, но всё-таки.

А замочки там влюблённые люди вешают на мосты как везде.

60.83 КБ

В семь часов вечера на центральной улице города не было никого

177.71 КБ

192.08 КБ

Вопреки названию — Советская — улица выглядит неплохо: чисто, плитка, все дела. Домики стоят XIX века. У меня есть фоты этой улицы в хорошем качестве, но зачем? Их в Сети дополна. Эти хорошие фоты мы делали на следующий день, а в этот не делали — темно было, пасмурно и дождь всё время лил в объектив.

Выспавшись как следует, налопались плюшек и снова поехали в город. С погодой чуть получшало. Стало градусов десять и дождь приходил редко.

В самом центре нашли церковь Вознесения, что на Торгу. Её в нынешнем виде учинили в 1648 г. Кажется, самое старое здание Устюга из сохранившихся.

103.57 КБ

75.33 КБ

Церкви середины 17 века, особенно в Подмосковье, похожи на боевые сооружения, а эта красивая. Ну, всё-таки в Устюге тогда спокойней было. Хотя поляки и дотуда дошли. Но уже так, разрозненно и без фанатизма.

Именно тут, на торгу, у церкви собирались обозы, уходившие по зимнику в Сибирь. В церкви сейчас, вроде бы, архив или запасник музейный – ну, что-то такое.

Рядом ещё две церкви, тоже хорошие и тоже 17 века – Спасо-преображенская и Сретенско-преображенская.

114.16 КБ

117.54 КБ

199.40 КБ

185.71 КБ

135.29 КБ

121.82 КБ.

Пока мы фотографировали, к нам подошла женщина, спросившая, не реставраторы ли мы. И ещё любопытные люди ходили, спрашивали. Вроде, не дикая деревня, туристический центр, однако…
А один дядько ничего не спрашивал, только отдельно стоял. А потом, когда мне фотографировать надоело, подошёл:
- Молодой человек, можно с вами поговорить?

154.17 КБ

Тёзка мой, Андрей, вернулся в родной Устюг к старенькой маме с Украины. Вообще, он бывший офицер, а тут работал в лесхозе. Нормально так зарабатывал. В смысле, зарабатывает — у них там вахты. Выпили немножко чего у меня с собой было. А так он на местных жителей ябедил: пьют и не работают, говорил. В принципе, у меня тоже сложилось впечатление, будто жители Вологодской области квасят несколько больше прочих россиян. Видимо, там синюшкин колодец. Над нами смеялась ехидная жаба, пригодная на юзерпик.

70.66 КБ

А потом мы с Плюшей пошли в музеи. Обойти все музеи Устюга за один день во-первых, не получится, а во-вторых, не нужно. Всё в одну кучу сольётся. Туда надо ехать дней на пять.
В этнографическом музее, расположенном в Николиной церкви

184.66 КБ,

нам фотографировать не позволили. Зато Плюшке дали попрясть на прялке. Вообще, музей замечательный. Один из лучших музеев такого рода в стране, наверное. Одежды, там выставленные, похожи на одежды с севера Пермского края, но, конечно, богаче: золотое шитье, китайские ткани (это сейчас, в начале 21 века словосочетание «китайские ткани» вызывает определённые коннотации; так было не всегда). И ещё — мотив Мокоши на одежде и полотенцах. Очень много этой Мокоши. И двери в голбец расписаны львами. Они и в Кировской области так расписаны, и на юге Архангельской. Это, наверное, чтоб воры боялись и в голбец не лазали.

В историческом музее тоже фотографировать почти не разрешили. А музей тоже классный очень! Ну, история богатая и музей тоже. Так-то его б назвать «музей деградации города», но не хочется. Вдруг всё ещё наладится. Хотя, конечно, слабо верится в то, что Устюг снова будет одной из торговых столиц. Но ведь бывает?

Впрочем, рубль мы сфотографировали

119.63 КБ

Я сначала решил, что это форма для печати рублей – ну, там, посередине. Нет. Это всё рубль Екатерины I. Размером он 20х20 см, наверное, а весит страшно подумать сколько. Там ещё рядом была шкатулка для полковой казны. По-моему, стырить ее было нереально. Разве только впятером.

А вот в этой церкви, построенной в честь Жен-мироносиц

190.24 КБ,

расположен музей новогодней игрушки. К вотчине Деда Мороза он отношения не имеет. В вотчину эту мы, кстати, не поехали, хотя Плюшка ревела и просилась. Ну, нефиг там летом делать. Да и зимой тоже, если честно.

А музей хороший

179.45 КБ

Там в первых залах разная байда на темы «как отмечают Новый год в разных странах мира», а в дальнем и самом большом — ёлки. В центре огромная, а по бокам, в витринах, меньше. И каждая посвящена определённому десятилетию – от 1910-х годов до 2010-х.
На мой вкус лучшие игрушки делали в 60-70-х. До этого было бедновато, а потом случился декаданс и разный постмодерн.

174.47 КБ

83.00 КБ

101.76 КБ

98.17 КБ

От выхода из музея новогодней игрушки видна церковь с длинным названием: Во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

93.10 КБ

По идее, церковь новая, XIX века, одна из самых новых в Устюге. Но по мне так самая подлинная. Может, оттого, что вокруг диковато.

120.04 КБ

Тут были укрепсооружения. Вятские и прочие разбойнки Гледен всё время выпиливали, а Устюг, как правило, отбивался. Вот тут отбивался, прямо на этом месте. Ещё тут церковь деревянная была. Но она, конечно, частенько горела. Поставили каменную – обветшала. Поставили новую. Хорошее там место.

183.84 КБ

189.74 КБ

А ещё на другом берегу Сухоны видна Дымковская слобода. Там тоже церкви – Дмитриевская (слева) и Сергиевская

105.12 КБ

А потом вдруг погода наладилась. Ну, почти наладилась

60.07 КБ

49.70 КБ.

Мы стали берег фотографировать

86.32 КБ

126.27 КБ

120.44 КБ

123.98 КБ

127.62 КБ

И ещё старые фотографии стали разбирать:
- Плюш, удали эту фотку, она плохая!
- Это очень хорошая фотка! Ты на ней на свинью похож.

Потом погода ещё раз испортилась, но не сильно

118.24 КБ

Около экстерминированного речного вокзала стоит Водолей. Когда-то их было два и оба они были фонтанами. Потом одного, бывшего в центре, изломали, а другого покалечили

209.08 КБ.

Вообще, водолей изображен на гербе Устюга, и альтернативно одарённые умом люди периодически камлают по поводу эры Водолея и грядущей победы над силами разума. Победа должна прийти из Устюга, конечно. Вряд ли памятник поломали в борьбе с язычеством, конечно. Скорее от бедности.
Впрочем, с другого ракурса вид получается иной

197.64 КБ.

Правда видна дырка в водолеевой голове, но и домики хорошие видны. Такие в Устюге тоже есть.

Самый попсовый квартал Устюга состоит из Соборного дворища. Успенский собор и Прокопьевский собор. Оба внушают.

85.38 КБ

82.12 КБ

197.81 КБ

201.22 КБ

128.02 КБ

204.67 КБ

Внутри я попытался сфотографировать невыносимо трогательные правила пользования святой водой, за что был оговорён

56.03 КБ.

Спорить не стал, повинился, разговорился. За это бабушка сказала, кому свечку ставить на дорогу. Есть там икона Одигитрии. На следующий день мы убедились, что помогает она ОЧЕНЬ хорошо. Я к иконам отношусь примерно как к иконкам на рабочем столе. Церковь в данном случае компьютер, а сеть замыкается понятно Куда. Соответственно, нажатие на правильную иконку, расположенную на правильном столе вызывает ответную реакцию, а в другом случае — всё мимо кассы. Нет-нет, Бог, конечно, в сердце и всё такое, но хорошие иконы в хороших храмах хорошо помогают. Я в этом уверен.

Ещё мы зашли в парк — порушенный, но креативный.

135.34 КБ

209.46 КБ

149.87 КБ,

похавали в пирожковой (кажется, даже два раза), сходили в дорогой антиКВАрный магазин и в дешевый фирменный Северной Черни, ещё погуляли

78.28 КБ

201.26 КБ

191.77 КБ

и пошли на кладбище. Оно просто рядом с автовокзалом. Я обожаю на кладбищах выпивать, а Плюша за это меня ругает. Она меня вообще за всё ругает. Это потому что Гриззлинс безответный и беспрекословный. А как не выпить, если рябина такая и вдовушки молодые похоронены. Жалко же

145.21 КБ

207.62 КБ

А дальше стали спать и готовиться ехать на восток.