А пот катом - статья (фоток нет, но будут при бумажной публикации) о фестивале в Ярославле для новой газете о литпроцессе, задуманной и вроде как уже созданной Евгением Степановым. Номер выйдет через пару недель, поэтому текст включу в этот пост.
Я там написал правду, только правду и ничего кроме правды. Но не всю.
ОСЕННИЕ ЛОГОРИФМЫ
«Билетов до Ярославля в кассах нет». Примерно такие надписи красовались на автостанциях и железнодорожных вокзалах Москвы в последнюю субботу сентября. Понятно: на фестиваль «Logoрифмы» хотят попасть все. Увы, действительность оказалась несколько прозаичнее: футбольный матч "Шинник-Спартак" привлёк куда больше внимания жителей столицы. Впрочем, в красно-белом потоке спартачей, ручеёк любителей поэзии был вполне различим. Хотя среди фанатов пьяные тоже встречались.
А если серьёзно, то хочется начать с благодарности организаторам, превратившим за четыре года внутриобластной конкурс в весьма заметное мероприятие с Тимуром КИБИРОВЫМ в качестве председателя жюри и географией участия от Смоленска до Нижнего Тагила. Главную тяжесть организационных трудов вынесли Андрей КОВРАЙСКИЙ с Надеждой КУДРИЧЕВОЙ, отменно проведшие публичную и неформальную части мероприятия, а также славно поработавшие на невидимом фронте Олег ГОРШКОВ и Евгений КОНОВАЛОВ. Одно только размещение полусотни иногородних поэтов в заполонённом фанатами городе требовало незаурядных организаторских способностей.
Поэтическое действо, состоявшееся главным образом в ДК «Нефтяник» имело подзаголовок «Фестиваль реальной и виртуальной поэзии». Виртуальность, часто становившаяся эвфемизмом графомании, в данном случае играла исключительно позитивную роль: до начала основной части программы поэты получили возможность записать свои стихи в авторском исполнении на профессиональной аппаратуре со столь же профессиональным звукорежиссёром. К концу второго дня был готов компакт-диск, вручённый каждому (!) участнику фестиваля. Рад был бы ошибиться, но, по-моему, так оперативно организаторы российских поэтических чтений сработали впервые.
Может возникнуть вопрос: насколько необходимо качественное оформление зала, правильно выстроенные свет и звук, выступление музыкальных коллективов на гала-концерте, штендеры, афиши, привлечение СМИ? На мой взгляд, ответ тут очевиден: более чем необходимо. Чтения "для своих" в скромного вида кафе вещь, конечно, нужная и приятная, но уж слишком быстро приводящая к замыканию круга и переходу к милым междусобойчикам. Случайный человек в наше время на поэтический вечер не придёт, а неслучайным авторы рады. Другое дело, насколько необходим конкурс? Вот тут однозначно, пожалуй, ответить нельзя: аргументов и за, и против привести можно много и это тема даже не для статьи, а для отдельной дискуссии. Устроители решили, что конкурс нужен, участники согласились, стало быть так и надо. Эту тему обсуждать столь же нелепо, сколь и решения жюри.
Впрочем, на сей раз вопрос о лауреате в номинации «Лирическая поэзия» споров не вызвал. Мнения жюри и большей части публики сошлись: бывший петербуржец, а ныне москвич Андрей ГРИШАЕВ во-первых, отменный поэт, а во-вторых его тексты как-то удивительно совпали с общим фестивальным настроением — нежным и по-кошачьи собранным. Собственно, и остальные авторы, отмеченные жюри, были вполне того достойны; разве что с номинациями получилось не слишком однозначно: например, Елена КЕППЛИН из Сыктывкара, ставшая победителем номинации «Социальная поэзия» запомнилась как раз не опусом об идиотизме сельской жизни и любви к лошадям, а хрупкими и в хорошем смысле женскими текстами.
Дипломы фестиваля получили нижегородец Денис ЛИПАТОВ, ранее более известный как прозаик, Екатерина СОКОЛОВА из Петербурга, Дмитрий СМАГИН (Смоленск), Андрей ПЕРМЯКОВ (Пермь), а также ярославцы: Любовь СЕРИКОВА — автор, умело сочетающий мастерство традиционного построения текста с актуальностью подачи, Владимир КОРКИН, Алексей БОКАРЕВ и Андрей НИТЧЕНКО, выглядевший несколько утомлённым после получения премии «Содружество Дебютов» в Душанбе.
Интересной альтернативой свободному микрофону стал «Марафон поэтов»: поэт читал один свой текст и приглашал к микрофону собрата по перу. В этом своеобразном турнире авторско-зрительских симпатий явными фаворитами стали Жанар КУСАИНОВА (Санкт-Петербург) и Любовь Серикова.
В целом, инициативная группа успешно справилась со всеми задачами, имеющими однозначное решение. Такие возможные нововведения, как финал в виде слэма, предварительный конкурс среди местных авторов, ограничение времени выступления, взамен лимита количества текстов всегда останутся прерогативой организаторов.
Остаётся пожелать фестивалю новых талантливых участников, и, пожалуй, присутствия в жюри редакторов литературных журналов: всё-таки публикации, призёрам не помешают.