Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Categories:

Про книжки. Флеш-моб шесть

ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН. ТЕОРИЯ ПРАЗДНОГО КЛАССА

Очень странно писать о книге, которой сто лет, но при этом прочёл её только что и мнения о ней не сложил. Нет, изложено всё очень хорошо и здраво, как пишет Википедия «Значимость показана». Ну, хотя бы термины «институционализм», «институция», «демонстративное потребление» и, собственно, вынесенный в заголовок «праздный класс» придумал он. Критиковать, конечно, легко. Во всех аспектах, начиная с исторического: всё-таки, основная часть мировых художественных ценностей была создана как раз праздным классом. А его Торстейн Веблен сильно ругает, противопоставляя этот класс классу технократов, которые и должны, мол, править миром.

Причём к праздным занятиям он относит, к примеру, изучение древних языков. Или вот спорт. Есть у него такая забористая цитата: «…футбол имеет такое же отношение к подлинной физической культуре, как бой быков к сельскому хозяйству… Плодами культуры, реализуемыми в футболе, являются экзотическая дикость и коварство. В футболе восстанавливается в своих правах темперамент раннего варварства и вместе с тем происходит подавление как раз тех нравственных качеств, которые полезны для общества и экономики». Поскольку сейчас футбол стал очень мощной и прибыльной индустрией, цитата получается смешной. Аналогично — с техническим обеспечением гуманитарных наук и с идеологической отдачей от этих наук.

Но дело даже не в таких частностях. Есть гораздо позднее написанные и гораздо более популярные книги Ж. Батая. Например «Теория религии» или «Проклятая доля». Цитируем первую: «Главное – перешагнуть от уклада, основанного на длительности, при котором всякое потребление материальных ресурсов обусловлено заложенным в них запасом долговременности, к буйству расточительности, не обставленной никакими условиями, только бы вырваться из мира реальных вещей, вся реальность которых заключается в их пригодности к использованию на длительный срок, но никак не в сию минуту, из такого мира, в котором все подчинено производству и откладыванию про запас…». Батай стал идеологом мира потреблятства, остальные шли уже вслед за ним. Напомним, кстати, цель: в «Проклятой доле» он противопоставлял буржуазный мир, тратящий максимум, миру социализма, вкладывавшему на тот момент примерно 60% дохода в воспроизводство средств производства. А знаменитую «протестантскую этику» считал довольно кратким и необходимым эпизодом. По крайней мере, потлач или жертвоприношения у ацтеков он описывает сильно мощнее.

Как мы видим, на сей момент рулит Батай. Это понятно на уровне интуиции, но пару цитат всё ж приведём. Можно и 1000 привести, но они будут дублироваться. «Шоппинг – новый секуляризированный вариант жертвоприношений» (Б.С. Гладырев, 2006). Или вот из тоже очень знаменитой книги «Потреблятство»: «Современным эквивалентом готических соборов являются торговые мегацентры. Они заменили собой церкви как символ культурных ценностей» (Потреблятство, 2003).

Всё бы хорошо, но, как видим, в последние годы над мегамоллами всячески угорают, а в топ входит всякая «экоэтика», зелёные штучки и вообще антипотребление.
По идее, мне дела нет. Демонстративным (или тем более — статусным) потреблением я не страдаю. Это не почему-то, а потому, что денег нет. Но хочется понять: чего дальше будет, и кто прав?

Вот.
Tags: книжки фб, филология, хочу знать больше и быть лучше
Subscribe

  • Гон был

    На днях Нина приехала домой и сказала, что ей предложили контракт на несколько месяцев. По специальности, далеко и деньги приличные. С университетом…

  • Еду в Питер вечерком

    Еду в Питер вечерком. Лет бы десять назад или даже восемь сей пост вызвал бы волну и куча встреч состоялась бы и куча не состоялась бы. Шесть бы лет…

  • всем зевать

    всем зевать

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments