Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Живожурнальный вариант (сокращённый, с лёгким переходом на личности)

Отзыв http://roskultura.ru/reviews/item13120 Леонида Костюкова на «Марш людоедов» Данилы Давыдова состоит из двух частей, связанных между собой весьма условно. В первой, значительно большей по объёму, рецензент анализирует авторскую манеру, указывает на «присутствующие культурные смыслы», и затем очерчивает круг возможных читателей. За исключением немногих фасцинативных моментов (сопоставление известного литератора и филолога с гипотетической Марией Прокофьевной, неакцентированные явно замечания вроде «когда не о чем писать» и пр.) этот фрагмент выдержан в достаточно нейтральном тоне.

Приближаясь к финалу заметки, однако, Леонид Владимирович отказывает автору «Марша» в поэтической состоятельности, давая (опять-таки неявную) отсылку к бритве Мандельштама: «Кроме всего прочего есть ещё и просто ерунда». Почти буквально так: «Эти стихотворения ничего не дали ни моему уму, ни сердцу. Для лирики это слишком скрытно, для эпоса — недостаточно интереса к миру и людям. Здесь нет никакого чуда; поэзия сведена к искусству возможного – и в итоге исчезает».

Возможно ли аргументировано оспорить подобное утверждение? Наверное, да. Хотя сделать это будет нелегко. Уверен: при написании рецензии Леонид Костюков прочитал «Марш людоедов» полностью и, скорее всего, неоднократно. Я ограничился получасовым знакомством с книгою в Билингве, попутно отвлекаясь на иные дела. Отметил несколько знакомых и весьма приятных текстов, несколько текстов незнакомых и, кажется, неинтересных, ещё несколько — возможно, требующих более близкого знакомства. Засим сборник отложил, решив вернуться к нему в более тихом интерьере. Повод вернуться, кажется, появился: вот в виде этой самой рецензии, однако, покупать и читать «Марш» я не стал. Может, приобрету позже. Или нет. Дело не в этом.

Более того: неоднократно убедившись в порядочности и литературном вкусе Леонида Костюкова, я готов априори согласиться с его утверждениями относительно рецензируемой книги. Пускай «для лирики это слишком скрытно, для эпоса — недостаточно интереса к миру и людям». Это ровно ничего не изменит. И вовсе не по причине необходимости «судить художника по законам, созданным им самим».

«Марш людоедов» это не лирика и не эпос. Это вообще факт более культуры, нежели поэзии. И потенциально — факт весьма существенный. Данила Давыдов многократно говорил об отсутствии в России университетской культуры, в частности — университетской поэзии. Не в формате ее ежегодного фестиваля, проводимого РГГУ, а в том виде, в коем эта культура и поэзия существует в Америке.

Так вот: книга Давыдова — очень существенный элемент такой университетской культуры. Далеко не кирпичик (кирпичик это вот, к примеру, несколько скандальная подборка «компьютерных» стихов Татьяны Мосеевой http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/issues/2011-1/moseeva/), а, наверное, один из блоков фундамента. Отсюда верно отмеченные Леонидом Костюковым моменты: «Студент-филолог открывает «Марш людоедов» с трепетом, как сундук сокровищ»; «Молодой поэт из поколения «Дебюта» горячо приветствует книгу»; «книга прекрасно поляризует читателей; скажи, понравилась ли тебе она, – и мы скажем тебе, кто ты». Т.е. вновь поэзия «для производителей, а не для потребителей», хотя и в совершенно ином, нежели хлебниковский, ключе.

Сделавшееся общим местом сравнение русской поэзии с деревом нуждается в уточнении. Поэзия, возможно, и дерево, но не сосна, не лиственница, и даже не дуб. Это скорее лес Пандо. Есть такое явление в штате Юта, кажется. Из единого корня столетиями произрастают абсолютно разные с виду стволы, кажется, совершенно независимые друг от друга. А на деле они не просто родственники, а по сути клоны. Так вот: ствол университетской поэзии в русской литературе не вырос. Да, когда этот ствол делается главным, а то и единственным это, безусловно, плохо. Но прихлопывать-то на корню его зачем? Просто иным путём, скажем, Целан, в русскую поэзию не придёт. Вопреки стараниям отдельных замечательных переводчиков и энтузиастов.

Другое дело: насколько возможна университетская культура в её западном понимании при нашей тотальной зависимости ВУЗов от государства? Ну, так это не к Давыдову ж вопрос. (В связи с этим финальная ремарка: меня очень смешит тотальная оппозиционность университетских преподавателей. Недоволен? А зачем тогда работаешь в государственной структуре? Я вот не работаю. Но это уже совсем-совсем, конечно, другая история).
Tags: друзья, филология
Subscribe

  • Думаю

    А ведь снижение популярности ЖЖ связано только с одним: с монетизацией блогов. Когда тут началась шоладемизация трафика и всё такое, народ побежал в…

  • Ворчу

    В упор не понимаю политику ресурса. ЖЖ перестал тегать мои посты. Летом, когда я сюда вернулся, просмотров было меньше, чем сейчас, но в день…

  • Про животных

    Кошка Шапка забралась в пакет и теперь сидит в пакете, её можно переносить. А так - ничего хорошего. Тут перемело дороги и мы поехали в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Думаю

    А ведь снижение популярности ЖЖ связано только с одним: с монетизацией блогов. Когда тут началась шоладемизация трафика и всё такое, народ побежал в…

  • Ворчу

    В упор не понимаю политику ресурса. ЖЖ перестал тегать мои посты. Летом, когда я сюда вернулся, просмотров было меньше, чем сейчас, но в день…

  • Про животных

    Кошка Шапка забралась в пакет и теперь сидит в пакете, её можно переносить. А так - ничего хорошего. Тут перемело дороги и мы поехали в…