Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Снова перепост из ФБ про книжки

Опять прочитал книжку, даже две сразу. Но про одно и то же время.

Рита Голубева мне порекомендовала «Камень и боль» Карела Шульца, а про Василия III в серии ЖЗЛ написал Александр Филюшкин. Первая книга художественная, вторая, ясен пень, документальная. Первую писал европеец про свои европейские дела, вторую – наш доктор наук (молодой совсем, кстати) про наши дела. А так да: про одно и тоже время.

Сначала про Василия и сначала-сначала про косяки. Их мало. Ну, например, систематически употребляется оборот «власть предержащие» вместо «власти предержащие». Кроме того, иногда желание изыскать различия между «нами» и «ними» делается слишком большим и, например, автор уверяет, что наши дворяне царю прислуживали, а ихние королю – никада. Меж тем, из художественной и не очень литературы мы знаем, что, например, во Франции дворян от непосредственной обслуги своей персоны отставил примерно Людовик XII или Франциск I, дабы «иметь возможность невозбранно колотить слуг». Ну, и за объём обидно. Скажем, про присоединение Верховских княжеств в сумме написана едва страничка и ещё столько же — про их борьбу с набегами. А тема такая… Впрочем, это уже не к автору.

Так – отличная книга. Время просто было славненькое. Там за полтора века территория страны увеличилась от размеров где-то нынешней Москвы до 70-80% от теперешней России. А местами к западу и дальше были, чем теперь? А всё почему? А потому что отношения были правильными. Крестьяне оставались лично свободными, два раза в год могли менять помещика. Потом – один раз в год, правда. В свою очередь, помещик землёй в полной мере не владел, по наследству её передавать мог с ограничениями. Поэтому барщины не было почти. Войны крестьян почти не касались, кроме дворян воевали горожане и «боевые холопы». Ну, так это ж надо в долги ещё влететь!

При этом дворяне могли судиться с царём. Всего насчитали более 1000 исков. Причём очень своевременных и хитрожопых: иски по преимуществу касались военных дел и человек подавал в суд, если его поставили на незаконно низкое место. Так-то задница: воевать надо, а он судится. Примерно в 24% случаев царю приходилось менять решение. Думаю, больно умного истца потом ставили раком, но всё равно прикольно.

Церковь пребывала в относительной гармонии с государством. Т.е. царь играл на её внутренних противоречиях, а она рулила ближним окружением. Ну, я там про лулзы отдельно напишу.

Бюрократии было минимум. В совокупности указов и прочей лабуды за 10 лет издавали столько, сколько во Франции за неделю. Это хорошо, но плохо ввиду неурегулированности прав.

С соседями тоже ничо обстояло: собирали разными методами православное население ВКЛ, поставили в вассальное положение Казань, проводили вялотекущие переговоры с Римом об унии, со германскими императорами о присоединении к тогдашнему ЕС и антитурецкой лиге, но это больше по приколу – с Турками тоже переговаривались и денег давали. Короче, была такая аккуратная, новая, бедная страна.

Потому ли или нет, но за 1494-1556 г специалисты насчитали всего два (два-а!) голодных года. Ровненько так жили. Хуже стало когда… А когда стало хуже? Наверное, когда Великий князь Васенька развёлся с женой и второй раз женился, послав церковь и народное мнение лесом. Про это есть спецлитература от народа как раз, очень смачная. По ходу, Иван-будущий-Грозный всё одно оказался выблядком, хоть сие и не доказано. Хотя выблядский характер как раз после 1556 г. и показал. Но это уже совсем другая история.
Да: про нас тогда европейцы хорошо писали. Вплоть до Герберштейна и Ливонской войны писали хорошо.
Короче, книжку рекомендую.

И книжку «Камень и боль» рекомендую. Правда, она написана с пафосом и глубоким смыслом, но в те времена так и писали, бывает. Зато классные переходы от описаний больших периодов к малым и обратно. Без всяких там «прошло двадцать лет». Только всё равно попытка вникнуть в то, как работают мозги и руки у гениального человека – дело хоть и хорошее, но трогательное очень.

Ну, и в плане сравнения исторических, так сказать, реалий – дивно всё. Там, в Европе, церковь нагибала сильнее, нежели тут, но, с другой стороны, существовали внятные корпорации, самые разные. А так – похоже было. Ну, в общем, и так известно, что было похоже, но когда сразу две книжки про одно время читаешь, тогда совсем похоже.

Почему тогда разошлись? Ну, может потому что у них в городах статус населения был иным. А скорее всего – таки, из-за чудесничеств ванечки грозного, подозрительного по выблядству, не калитича.
Резюме: хорошие книжки, годные.
Tags: книжки фб
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments