Андрей Пермяков (grizzlins) wrote,
Андрей Пермяков
grizzlins

Снова перепост из ФБ про книжки

Опять прочитал книжку, даже две сразу. Но про одно и то же время.

Рита Голубева мне порекомендовала «Камень и боль» Карела Шульца, а про Василия III в серии ЖЗЛ написал Александр Филюшкин. Первая книга художественная, вторая, ясен пень, документальная. Первую писал европеец про свои европейские дела, вторую – наш доктор наук (молодой совсем, кстати) про наши дела. А так да: про одно и тоже время.

Сначала про Василия и сначала-сначала про косяки. Их мало. Ну, например, систематически употребляется оборот «власть предержащие» вместо «власти предержащие». Кроме того, иногда желание изыскать различия между «нами» и «ними» делается слишком большим и, например, автор уверяет, что наши дворяне царю прислуживали, а ихние королю – никада. Меж тем, из художественной и не очень литературы мы знаем, что, например, во Франции дворян от непосредственной обслуги своей персоны отставил примерно Людовик XII или Франциск I, дабы «иметь возможность невозбранно колотить слуг». Ну, и за объём обидно. Скажем, про присоединение Верховских княжеств в сумме написана едва страничка и ещё столько же — про их борьбу с набегами. А тема такая… Впрочем, это уже не к автору.

Так – отличная книга. Время просто было славненькое. Там за полтора века территория страны увеличилась от размеров где-то нынешней Москвы до 70-80% от теперешней России. А местами к западу и дальше были, чем теперь? А всё почему? А потому что отношения были правильными. Крестьяне оставались лично свободными, два раза в год могли менять помещика. Потом – один раз в год, правда. В свою очередь, помещик землёй в полной мере не владел, по наследству её передавать мог с ограничениями. Поэтому барщины не было почти. Войны крестьян почти не касались, кроме дворян воевали горожане и «боевые холопы». Ну, так это ж надо в долги ещё влететь!

При этом дворяне могли судиться с царём. Всего насчитали более 1000 исков. Причём очень своевременных и хитрожопых: иски по преимуществу касались военных дел и человек подавал в суд, если его поставили на незаконно низкое место. Так-то задница: воевать надо, а он судится. Примерно в 24% случаев царю приходилось менять решение. Думаю, больно умного истца потом ставили раком, но всё равно прикольно.

Церковь пребывала в относительной гармонии с государством. Т.е. царь играл на её внутренних противоречиях, а она рулила ближним окружением. Ну, я там про лулзы отдельно напишу.

Бюрократии было минимум. В совокупности указов и прочей лабуды за 10 лет издавали столько, сколько во Франции за неделю. Это хорошо, но плохо ввиду неурегулированности прав.

С соседями тоже ничо обстояло: собирали разными методами православное население ВКЛ, поставили в вассальное положение Казань, проводили вялотекущие переговоры с Римом об унии, со германскими императорами о присоединении к тогдашнему ЕС и антитурецкой лиге, но это больше по приколу – с Турками тоже переговаривались и денег давали. Короче, была такая аккуратная, новая, бедная страна.

Потому ли или нет, но за 1494-1556 г специалисты насчитали всего два (два-а!) голодных года. Ровненько так жили. Хуже стало когда… А когда стало хуже? Наверное, когда Великий князь Васенька развёлся с женой и второй раз женился, послав церковь и народное мнение лесом. Про это есть спецлитература от народа как раз, очень смачная. По ходу, Иван-будущий-Грозный всё одно оказался выблядком, хоть сие и не доказано. Хотя выблядский характер как раз после 1556 г. и показал. Но это уже совсем другая история.
Да: про нас тогда европейцы хорошо писали. Вплоть до Герберштейна и Ливонской войны писали хорошо.
Короче, книжку рекомендую.

И книжку «Камень и боль» рекомендую. Правда, она написана с пафосом и глубоким смыслом, но в те времена так и писали, бывает. Зато классные переходы от описаний больших периодов к малым и обратно. Без всяких там «прошло двадцать лет». Только всё равно попытка вникнуть в то, как работают мозги и руки у гениального человека – дело хоть и хорошее, но трогательное очень.

Ну, и в плане сравнения исторических, так сказать, реалий – дивно всё. Там, в Европе, церковь нагибала сильнее, нежели тут, но, с другой стороны, существовали внятные корпорации, самые разные. А так – похоже было. Ну, в общем, и так известно, что было похоже, но когда сразу две книжки про одно время читаешь, тогда совсем похоже.

Почему тогда разошлись? Ну, может потому что у них в городах статус населения был иным. А скорее всего – таки, из-за чудесничеств ванечки грозного, подозрительного по выблядству, не калитича.
Резюме: хорошие книжки, годные.
Tags: книжки фб
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments